реклама

Tez Tour RU & CIS

Страницы

поделиться

2020-12-03

Сто и одна загадка (5-я часть)

 * 86 *
Мы не древа
И не трава,
И цветом разные бываем,
Черны,
Белы,
Не на земле и возрастаем.
Бывает рыжий цвет и русый иногда,
И мы растём всегда.
Чем больше возрастаем,
Тем больше украшаем
Главы у человек.
Когда пройдёт их век,
То станем мы седыми.
Читатель, и твоя глава красива ими.
* 87 *
Не вещь, не существо, или что другое,
А силою хвалюсь и силой я такое:
Ничто против меня не может устоять,
И силу равную не может мне являть.
Когда восстану я, то не стоят деревья,
А все шатаются и трогают коренья.
Нередко пополам и с корнем их ломаю,
И крышки я с домов на воздух поднимаю.
Когда настану я, являю шум и рёв,
Треск, визг, хоть я не лев.
* 88 *
Никто не может ткать хитро, как я умею,
Хоть я не человек и рук хоть не имею.
Трудятся женщины, соткав чтобы носить,
А я тку для того, чтоб мог чем мух ловить.
Рыбак таскает рыб из рек, озёр сетями,
Ловят охотники и зверей тенетами;
А я соткав в домах, в углах себе ловлю,
И теми мухами себя, поймав, кормлю.
* 89 *
Меня для украшенья
И для увеселенья
Все ставят на стенах,
Не в граде, а в домах.
Я виды иногда людей изображаю,
И в виде иногда собак, коров бываю,
Какой изобразят, сою такой во век,
Лисицей, зайцем ли, как хочет человек,
Верблюдом, иль змеёю,
Ослом, или свиньёю,
Или представят лес
В сем хитр был Апеллес.
* 90 *
Не птица я, не зверь, но бегать скоро смею,
Летаю птица как, хоть крыльев не имею,
Я не воздуху, или земле хожу,
А по воде и вас я, смертные, ношу;
Противяся волнам, собой их рассекаю,
И птицам на воде летать не уступаю.
Мне крылья человек дал сшив из полотна,
И с ними перегнать не может ни одна.
Потребен больше я купцам, и для сраженья;
Не мало я даю в то время вспоможенья.
* 91 *
Мне глина мать,
Сама ж рожать
Меня она не смеет;
Да как рожать? коль не умеет.
Меня родит отец
Огонь, он мой творец.
Его коснётся как меня жестокий пламень,
Не буду глиной, а буду твёрд, как камень.
И так
Не буду мягк.
И после множество нас вместе собирают;
Собравши много нас, строенья созидают.
* 92 *
Не воздух, не вода, иль что-нибудь другое,
И не стихия я, другая, что ж такое?
Мои часы реки скорее протекают,
И скоро так текут, что зреть не успевают.
Читатель, ты теряв меня не мог смотреть,
Но ах! ты скажешь чай, не можно воротить.
* 93 *
Не пламя я, и не огонь;
Кто ж в руки хочет взять, то голыми не тронь.
Я зверь с щетиною с похожей на иголки,
Щетины все мои остры, при том и колки.
Меня не может взять большой, и лютый зверь.
Я рыло спрятавши в щетину, сам свернуся,
И силю хоть в лесу, зверей я не боюся.
* 94 *
Я воздух не такой, какой зимой бывает,
И разнюсь потому, что тот не согревает.
Рождает солнце мя,
Рождаюсь от огня.
Бываю совершен в самой средине лета,
Когда вся зрелою земля травой одета;
Тогда народ
В ток чистых вод
Бросается, чтоб в нём не много ободриться,
Причина, что тогда в нём слабость появится.
* 95 *
Животных после всех я в свете сотворено,
Отменнее от всех и всем одарено;
И прочие мне все должны повиноваться,
Во всём должны служить, во всём и покоряться.
* 96 *
Я зверь величиной, не мал и не велик,
И мой странен всем, в свирепости то лик:
Подвластны звери мне, и все меня страшатся,
Когда на них взгляну, то все и ужасатся.
Хоть более меня и страшен смертный слон,
Но мне подвластен он.
Я не скажу теперь, что как я называюсь;
Скажу, что над зверьми Царём я почитаюсь.
* 97 *
Железной иногда, чугунной я бываю,
На кораблях, стругах всегда я обитаю;
Рогат собой я, бываю и о трёх
Рогах, а иногда я есмь о четырёх.
Я корабли в морях легко остановляю,
И далее бежать я сим не позволяю.
Бывает как кораблю волнами окружён,
И между волн когда от ветра погружён:
Тогда на дно морей меня матрос бросает,
Когда утишится тот ветр, он вынимает.
* 98 *
Я после туч густых на небесах являюсь.
Различных колеров дугой изображаюсь.
Являюсь, и опять я скоро пропаду,
Не видит мя никто, куда тогда уйду.
* 99 *
Прекрасна я собой,
Могу и похвалиться;
Прельщаются все мной
Не мало мне дивятся.
По правде о самом сказать не смею,
Краса моя в хвосте, который я имею;
На каждом пёрышке отменная краса,
Мой хвост всем кажется имеющим глаза.
* 100 *
Я птица высоко по воздуху летаю,
В лесах густейших обитаю.
Над всеми пицами мне полна власть дана,
И мне противится не может ни одна.
Должны мне все повиноваться
И все должны меня бояться.
Российским гербом я служу о дух главах,
Державу с Скипетром держу в своих когтях.
* 101 *
Здесь всех считается, помнож десятком десять.
А после к ним ещё одну меня придай:
Где будет всех числом, скажи, читатель, сколько,
А я молчу о том, ты сам то отгадай.
Да верно, как сочёшь, и я скажу что сколько.
Коль без погрешности числом нас сосчитаешь.
А там меня легко и скоро отгадаешь.
1 * 2 * 3 * 4 * 5
(из книги "Сто и одна загадка")
1790 год
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий