реклама

Tez Tour RU & CIS

Страницы

поделиться

2020-12-01

Сто и одна загадка (3-я часть)

 * 51 *
Не тело мы, не вещь, не существо какое,
Не дух и не душа, так что же мы такое?
Летаем всюду мы, хоть не имеем крыл,
У птиц не достаёт противу наших сил:
В один час на небе и на земле бываем,
И кратко объявить вдруг Свет весь облетаем.
Заключены хоть мы в темнице завсегда,
Людей обманывать мы можем иногда.
* 52 *
Я существо одним лишь ртом одарено,
Рук, ног и головы природой лишено.
Одни имею я металловые слухи,
Но слышать через них нельзя мне, они глухи.
Сердито я весьма, хотя души и нет,
От гнева моего страшится целый Свет;
Наевшись зелия я грады разоряю,
Хоть смертно я само, но смертных убиваю.
На двух подпорах я бесчувственно лежу,
Валяюсь иногда, но и при том врежу.
* 53 *
Я в свете вещь полезна,
А не одушевлена,
Даю знать сколько дня
И ночи я звоня;
С наружности кажусь жива я,
Так что ж есмь таковая?
Имею две ноги и больше иногда,
Когда они со мной, то действую всегда.
* 54 *
Я вещь собою не велика,
Но в должности толика,
Что мною все едят,
Как за столом сидят,
И гости без меня когда за стол садятся,
И нет меня у них, сказать о мне стыдятся,
Хоть пища на столе,
Но не едят её.
* 55 *
Ни ног, ни языка, ни рук я не имею,
Но говорить с людьми без языка умею,
По справедливости хоть говорю не я,
А люди говорят, да только чрез меня.
Я вещь есмь мёртвая, не говорю устами,
И нет их у меня, да я ж и не с губами,
Да можно ли иметь? когда бумага я;
Так чем же назовёшь, читатель, ты меня?
* 56 *
Из меди вылит я, и уши я имею,
Имею и язык, кричать же не умею;
А только им стучу, и то не сам собой,
А человек качав своей его рукой;
Жилище же моё на зданиях высоких.
* 57 *
Приятнее всего на Свете почитаюсь,
Не вещь какая я, чтоб видели меня;
Не из животных я, и духом не считаюсь,
Во мне спокоют все с довольствием себя.
Когда приятен я? скажу и о поре
Приятен более бываю на заре.
* 58 *
Я строюся избою,
Но только не такою,
Где б жить
И быть
И день и ночь как в доме:
А более всего
Я строюсь для того,
Что б пот во мне с себя народы омывали,
И грязь бы на телах своих совсем счищали.
И так, как захотят они в меня вступать,
Нагими должны быть, а платье скидавать.
* 59 *
Я не Сирена хоть, да и не от породы,
Пою приятно всем; так делают народы,
И нет во мне души, не можно и иметь,
Что я есмь мёртвая, могу ж приятно петь.
Из жил я делаюсь, из меди, из железа,
И глас любезной мой богатства, что у Креза,
Губ, рта и головы, и нет и языка;
Пою же славно я, в сем действует рука;
Читатель, думаешь, что действую своею?
Нет, ты не думай так, и рук я не имею.
* 60 *
Из глины сделан я
И должность та моя,
Чтоб всякий день трудиться,
А паче по утру, когда заря явится,
То женщины в меня нальют сперва воды,
И как согреюсь я, кладут в меня плоды,
Которые я им
В печи трудом своим
Для них приготовляю,
Приуготовив все от глада избавляю.
* 61 *
Металлов мягче всех, да я и сам металл,
Меня, не знаю, кто в земле изобретал,
Тяжелее меди я, железа, легче злата,
Тяжелее серебра, меня купить, то плата
Почти дешевле всех, железа разве только
Дороже я куплюсь, да думаю не сколько;
Нашли секрет во мне, чтоб делать из меня
Белилы,, после бы белить ими себя.
* 62 *
У кузнеца в руках я завсегда бываю,
Разжённое собой железо разбиваю;
А из железа я и стали скован сам,
И вместо мне руки дубовый шестик дан,
За кой меня берут, и мною ударяют,
И из железа что, им должно, исправляют.
* 63 *
Как без души ни кто живым не может быть;
Не может и без нас равно ни кто ходить.
Но мы не ноги,
Различны мы,
Коротки мы и долги,
Белы мы, не темны.
Нам твёрдыми натура быть велела.
За тем произвела
И твёрдость нам дала,
Чтобы животные могли стоять ходить;
Она их пожалела,
Чтоб твёрдыми они могли на свете быть,
И для того из нас и тела сопрягла,
Чтоб всяка тварь легко стоять, ходить могла.
В бесчувственных телах нас нет и в насекомых,
За тем что нужными не можем быть для оных.
Кончина бытия животных как придёт,
И наше действие тогда же пропадёт,
И тело их когда подобно пеплу,
Подобно будет пеплу, а мы подобны телу.
* 64 *
Я вещь кругла собою,
И девушки все мною
И женщины всегда;
Коль есть у них когда,
Стараются меня на пальцы надевать
И мной рукам своим красивость придавать;
Но делаюся я из разных из металлов,
Из злата, из сребра с прикрасой минералов.
Конца, начала нет,
Никто и не найдёт.
Хоть я их не лишаюсь,
Искусно съединяюсь.
* 65 *
Я вещь потребная и нахожусь везде,
В Присутственных местах, да и почти нигде
Не могут обойтись, меня как нет народы.
Тонка, чиста, гладка, бела собою я,
Один другим даёт всё знать через меня.
Сперва, как не было меня ещё в народе,
То и бересты были в моде.
1 * 2 * 3 * 4 * 5
(из книги "Сто и одна загадка")
1790 год
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий