реклама

Tez Tour RU & CIS

Страницы

поделиться

2020-12-02

Сто и одна загадка (4-я часть)

* 66 *
Два брата нас в семье, мы в ящике живём,
Из камней сделаны, не камнями слывём.
И мы едим всегда, а сыты не бываем,
У нас довольно ржи, мы есть не успеваем.
Один из нас лежит на месте на одном,
Другой поверх того вертится лишь кругом.
И мы когда едим, то рожь не убывает,
И рот наш ржи не ест, а только разминает.
* 67 *
У человека два нас, также у скотов,
У зайцев, у лисиц, у львов и у слонов,
У птиц, у рыб, собак и словом, что у всех;
Хоть малые зверьки, но есть мы и у тех.
И мы животным всем не для чего иного
Даны от Высшего, чтоб слышать нам другого.
* 68 *
Природа более ничем не наградила,
Как только во рте быть меня определила.
У человека я считаюсь первый член,
Коль неисправен я, то человек тот нем;
И всяк через меня, что хочет, изъясняет,
Другому чрез меня, что хочет, изъявляет.
Читатель, назовёшь ты как теперь меня?
Не глазом, не рукой здесь называюсь я.
* 69 *
Мне из животных всех здесь более труда,
И я лишь сколько сил, служу всем завсегда.
Животное хоть я, животным угождаю,
В труде одном свой век я в свете провожаю;
Я для других скотов и пищу провожу
И человеку я , и им всегда служу;
Я скоростию ног и силой одарённа,
Тем от животных всех от прочих я отменна.
Захочет человек поспеть скорей куда,
То скоро чрез меня поспеет он туда.
Хотя и равную быки мне должность правят;
Но так, как правлю я, они так не исправят.
Они против меня гораздо хоть сильнее,
Но те медлительны, я правлю их скорее.
* 70 *
Не вещью я слыву какой, или созданье,
Рождают люди мя, а после наказанье
Но бесконечный век
Получит человек.
* 71 *
Меня не редкие на лица одевают,
Надев меня, других собой увеселяют.
Тот применяет вид, наденет кто меня,
Мужчиной, женщиной преобразит себя;
И мною в старика себя преображаю,
Меня надев, другим в поступках подражаю.
* 72 *
Простая птица я, на двух ногах хочу,
Я на дворах живу, хозяину служу.
Хоть крылья у меня, но мало я летаю,
В хлеве особенном с сестрами обитаю,
И петь умею я, за голос не стою,
Я трижды в ночь и более пою.
* 73 *
Я первый есмь всегда плотников предмет,
Не могут плотничать, меня у них коль нет.
Досадуют на нас не мало дроворубы,
Коль неисправны мы, когда у них мы тупы.
* 74 *
Я малое собой,
Любуются все мной,
А больше малые невзрослые ребята;
Родятся из меня утята и цыплята.
* 75 *
Я внутренняя часть и есмь у всех животных,
У рыб и у зверей, у птиц, у всех воздушных;
В средине свой груди предел имею я,
И за нежнейшую считают часть моя.
Когда животные чего-либо страшатся,
То я затрепещу, и должно я сжиматься.
* 76 *
Внутри животных я и согреваю их,
Лишь сколько сил моих.
По жилам я теку и с верху вниз спущаюсь,
И снизу обращаюсь.
Тепла я и жидка, коль в действии когда,
Не также как вода.
Размножусь я когда, то вон я выпущаюсь
И очень я сгущаюсь;
Мой красный цвет.
Читатель, кто же я? скажи мне дай ответ.
* 77 *
Имею у себя железных я два зуба,
Ещё лопатка есть, и служит так как губа;
Я землю коими и режу и деру,
Рта нету у меня, земли в рот не беру,
И должность та моя, чтоб пашни, огороды,
Весною все вскопать, дано мне от природы
Иль лошади, волы меня должны таскать,
Тогда тащившися должна землю копать.
* 78 *
Я круглое собой,
Довольны люди мной,
Что я им угождаю,
Труда освобождаю,
Тягчайша лошадей, за тем что я верчусь,
Они меня тащат, А я тогда качусь.
Нас, правда, лошади всех четырёх таскают,
За тем что четырёх нас к дрогам притыкают.
Четыре также всех и под каретой нас,
Под одноколкой два. Теперь спрошу у вас:
Читатели, о мне, кто я, вы отгадайте,
Название моё мне собственное дайте.
* 79 *
Трудимся зиму всю и трёмся об дороги,
Не широки своей фигурой и не долги.
Мы только сделаны, читатели, для вас,
Избегнуть чтоб труда, сидевши вам на нас.
Вы заставляете нас более трудиться
Тогда, захочете когда повеселиться;
А больше в сырны дни покою нет для нас,
Таскают лошади по улицам всяк час.
* 80 *
У человека два
Бывает нас всегда,
Мы члены важные и нежные при том,
А почему, то знать, читатель, дам о том.
Коль мы не действуем, то человек скучает
И удовольствия ни в чём не получает.
Пред ним без нас всегда одни лишь мрак и тень,
Не знает свету он, ему то ночь, что день.
Которые имев, да обедняют нами,
Те знаются с очками.
* 81 *
Подобно смертному меня изображают,
И только из костей, а тела мя лишают;
И как изобразят, то буду как скелет,
На мой такой портрет смотреть боится свет,
И мне подвластна вся во всём сия Вселенна,
По мне была она, и есть, и будет тленна;
Чтоб бытие отнять, власть та на мне лежит,
Мя из животных всех никто не избежит.
* 82 *
Я вещь железная, один имею глаз,
В употреблении, читатели, у вас;
А более в руках у женщин я бываю,
Тружуся лишь для вас, тем самым угождаю.
Но наконец ещё я о себе скажу:
Что одеваю я, и в платье вас ряжу.
* 83 *
Животное я малое собою,
А спящих беспокою;
Собой черна,
Отчасти и скверна;
Имею также ноги,
Хотя и не долги;
Но знаю скоро,
При том и споро
Я бегать и скакать,
И бегая кусать.
У кошек больше нас, и у собак бывает,
И каждая из нас жестоко их кусает.
Нас ловят языком, у них что нету рук,
А растерзать чтоб нас, то служит во рту зуб.
* 84 *
Под камнем дом в воде
Мой в тине, иль в норе.
Не рыбой называюсь,
Фигуры той лишаюсь;
У рыбы нет того, что то имею я,
Фигура против рыб отменнее моя.
Имею двое вилы,
Они же и не хилы;
На выкате глаза,
Два долгие уса,
И теми вилами владею как руками;
И кто дерзнёт ловить меня, то как клещами
Начну щипать тотчас ловящих всех меня,
И защищаю тем себя.
* 85 *
Природа мне главу и много ног дала,
Чтоб ползать я могла, а зренье отняла.
И так я ползаю, а где? того не вижу,
И так я чувствовать могу, да я и слышу.
Боятся все меня
И более огня.
Огонь не так ожжёт, как я могу ужалить,
От раны от моей себя никто избавить
Не может скоро, чтоб болезни утушить,
И здравье первое без муки возвратить.
Не уж, я не змея
Читатель! кто же я.
1 * 2 * 3 * 4 * 5
(из книги "Сто и одна загадка")
1790 год
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий