реклама

Tez Tour RU & CIS

Страницы

поделиться

2020-11-30

Сто и одна загадка (2-я часть)

 * 26 *
Меня огонь рождает
Когда он что сжигает,
И как родит меня,
На воздух тотчас я
Без крыльев хоть взлетаю,
И в нём я пропадаю.
* 27 *
Мы цвет имеем роз,
Не портит нам мороз,
Белилы делают на лицах женских глянец;
А мы на их щеках лишь делаем румянец.
* 28 *
Младых людей власы я делаю седыми,
Однако, хоть сделаю не будут в век такими;
Во всех местах всегда в почтенье велика;
Когда же нет меня, то служить и мука.
* 29 *
Я вещь тяжёлая и есмь полуметалл,
Подобна серебру, но я не минерал:
Руками в руки взять меня никак не можно,
Я правду говорю: поверьте, что не ложно, 
Мне быть спокойною не можно в теплоте
Но можно также быть спокойною в воде.
* 30 *
Рождаюсь я трава, но имя мне иное,
И жгусь, хоть не огонь, скажите что такое?
* 31 *
Я камень, о своём хочу упомянуть
О действии, могу железо притянуть;
И тем я от других каменьев отличаюсь.
Скажи ж, читатель! как особо называюсь?
* 32 *
Я вещь о двух концах, из них один мохнат,
Другой внутри пустой и гладок черноват,
Но черноту сию дала мне не природа,
А чернится всегда по нужде от народа.
Как хватится когда подьячий за дела,
Зачернит он меня чернее помела,
И от того то черн другой конец бывает.
Меня и за ухо подьячий затыкает.
* 33 *
Нас более всего на свете почитают,
Богами иль ещё и выше все считают.
Коль беден нами кто, иль нет нас у кого,
Без нас не может взять нигде и ничего.
Считали выше нас алмазных минералов,
Как были кожаны, а ныне из металлов.
* 34 *
Меня все смертные травою называют
И с аппетитом в нос нередкие пихают,
Для вкусу в молоке в меду меня варят,
Изрезав наконец, с охотою курят.
* 35 *
Мы в свете смертных всех собой увеселяем,
Мы денег иногда, имения лишаем,
Из Крезов Ирами мы делаем всегда,
И напротив того бывает иногда
Нас пятьдесят числом и две ещё считали,
Читатель! у тебя может в руках бывали.
* 36 *
Я цветом как вода; коль только без прикраски;
Как выпьет кто меня, дадут о сём знать глазки,
И выпивши меня, смел очень тот бывает,
Бывает тороват, ни в чём не унывает.
Чтит важным он и более Царя,
Тогда ничто огонь и для него моря.
* 37 *
Из насекомых всех мы пользой превышаем,
Наш дом колода, где и зиму обитаем.
Мы летом больше ста слетаем в поле раз,
Не в два дня, иль один, а только в один час;
И в поле со цветов мы пищу собираем,
Из коей часть для вас, читатель, уделяем,
Хоть рук мы лишены, не так как человек,
Не сделает он так, хоть делай он во век
Такого существа, оно хоть ноздревато,
Но трудно для него, понеже хитровато.
* 38 *
Два тела наверху небес нас обитает,
Одно лишь только в день Вселенну освещает,
Другое только в ночь даёт Вселенной свет.
Мы видны не всегда, нас иногда и нет.
* 39 *
Когда нет облаков, мы небо украшаем
И красоту его тем больше возвышаем,
Нас много в бытие, да и числа нам несть
И самой Астроном не может нас всех счесть.
И также высоту собою освещаем,
Но солнцу и луне мы светом уступаем.
* 40 *
Именья сторож я у смертных в сундуках
И вору трудно взять, как у меня в руках,
Да и хозяин сам взять у меня не смеет,
Коль моего слуги с собою не имеет,
Которого с собой ко мне он должен взять
И с ним висячего меня руками снять.
* 41 *
Когда на всех лугах
Трава совсем созреет,
В болотах и кустах
С осокою поспеет;
Тогда берут меня отвостривать мне зубы,
Скорее б резали и не были бы тупы:
На палке я утверждена
Одним концом прикреплена.
Когда обрею я поля и все болоты,
То лягу отдыхать, исправивши заботы,
Весну и зиму всю и осень я лежу,
Читатель, отгадай ты сам! я не скажу.
* 42 *
Когда я царствую, то все меня боятся,
Кафтаны скинут все и в шубы облачатся;
Я покоряю всё под власть себе собой,
Покорна мне земля, владею и водой;
Я силою своей их превращаю в камень,
Меня же самого не может сжечь и пламень.
Лиман дрался со мной и мне не уступал,
Но ныне покорён тот и мне подвластен стал.
* 43 *
Я вещь пренужная, а паче как зимой,
Где в зданиях я есмь, теплы бывают мной,
Читатель, пищу ты во мне себе готовишь.
* 44 *
Я вещь тяжёлая и более сырая,
Меня с озёр народы собирая
Кладут, чтоб были где не мокрые места,
За тем, чо для меня есть вредна мокрота,
И после в пище всю ме5ня употребляют,
И в пище лучшей вкус со мной себе являют.
* 45 *
Неосязаема, невидима никем,
Без крыл летает, всё без уст вещает всем,
О добрых действиях гремит в пределах Света,
Не помрачается от злых людей навета.
* 46 *
Всего противней я на свете человеку,
Легко я у него могу убавить веку.
Коль долго мучится терпевши он меня,
То должен в скорости жизни лишить себя.
Я не болезнь сама, а всем болезнь рождаю,
Болезнь смертельную, внемли, я подтверждаю.
А бытие  моё, вы спросите: когда?
Коль роду пищи нет, вот власть моя тогда.
* 47 *
Природа зверем быть меня определила,
Подобием лица людским мя наградила;
Имею у себя четыре я ноги,
И на два задние вздевают сапоги;
Скачу, танцую я, и с смертными играю,
И тем во весь свой век я их увеселяю.
* 48 *
Я зверь дворовой,
Но не быком зовусь, или коровой;
Двор весь я стерегу,
Хозяев берегу.
* 49 *
Я зверь живу в домах и пользу приношу,
Какую? спросите, на то всем отвечаю:
С мышами воин я, и я их всех крушу,
Зубами их поймав и жизни их лишаю.
Как скоро пред глаза они мои явятся,
Усмотрят как меня, все прячутся боятся.
* 50 *
Живу в лесах, в полях, зверёк я небольшой,
И скоро бегаю, глазами я косой;
Зимою шерсть моя на всём вся побелеет,
А летом белизна на шерсти посереет;
Передние мои коротки две ноги,
А задние долги.
1 * 2 * 3 * 4 * 5
(из книги "Сто и одна загадка")
1790 год
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий