реклама

Tez Tour RU & CIS

Страницы

поделиться

2020-11-29

Сто и одна загадка (1-я часть)

 * 1 *
Устроено я есмь над всею широтою,
Алмаз превосхожу сияньем, чистотою,
Всех согреваю я; при том скажу и то,
Что я гляжу на всех, но на меня никто.
* 2 *
 Животные в воде живущие водой,
А люди на земле живут лишь только мной.
* 3 *
 Лазурёвой мой цвет пленяет всех собой.
Читатель! ты живёшь и все живут под мной.
* 4 *
Три месяца в году владенья моего,
И цвету своего не порчу никогда;
Бела всегда,
И землю белизной всю я покрываю,
Плода не приношу, везде тепла лишаю.
* 5 *
Хоть я и не огонь, но снег с земли сгоняю;
Луга, долины все цветами украшаю,
Даю зелёную одежду древесам,
Лазури чистый цвет даю я небесам.
* 6 *
В моё владение народы взопревают,
И силы от меня в них все ослабевают.
Не зрелы ещё все бывают и плоды;
Рождаю леность я, в забвении труды.
* 7 *
Когда я наступлю, плоды с дерев сбирают,
Дождь, грязь и мокроту во мне претерпеваю.
Теплее я зимы, а холодней весны,
С дерев спадут листы, кроме одной сосны
* 8 *
Я в Мае семь часов владенья составляю,
А в Ноябре ещё прибавь десяток сверх:
Когда владею семь, то спящих озлобляю,
Довольство кои в сне своё находят всех.
* 9 *
Лишь утро как пройдёт
И солнце вверх взойдёт
И знойными лучами,
Паря меж облаками,
Пускать начнёт оттоль к телам несносный жар,
В большом количестве земля пускать свой пар:
Тогда владею я и властью возношуся;
Дотуда власть моя, пока всего лишуся;
Начнёт жар убывать
И вечер наставать
С своею темнотою,
Не так ещё густою.
* 10 *
Хоть в Свете я никем ни мало непочтенна,
Пробыть же без меня не может вся Вселенна;
Я в пище, я в питье, я жажду утоляю,
В большом количестве и зданья разоряю.
Огонь подвластен мне, с ним съединюсь когда,
Меня не ссилит он, а я его всегда.
* 11 *
В мои часы заря,
На верх земли паря,
Долины орошает,
А солнце осушает
Упадшую росу в долинах на цветах.
И птицы петь начнут приятно на кустах.
Морфей приятный сон на смертных напущает,
А тело их от сна приятность ощущает.
Даю приятность всем,
И похвалюсь я в семь.
Другие сном не веселяся
Приятность чувствуют трудяся.
* 12 *
Как без воды, земли не могут люди жить,
Так без меня и их не могут вещи быть.
Моя малейша часть и много разрождается;
При солнце блеск мой тускл, а ночью освещается.
Коль шерсти я коснусь, пойдёт и смрад и вонь;
Так кто же я такой? конечно что ...
* 13 *
Настану только я,
То солнце от меня
Начнёт тотчас скрываться,
И свет тот помрачаться,
Который среди дня Вселенну освещал,
И жаром солнечным всю тварь отягощал.
Пастушки, пастухи с полей овец сгоняют,
С свирелками они меня к себе встречают.
Пригнав овец домой,
Довольствуются мной;
И мой как цвет увянет,
То в царство ночь настанет.
* 14 *
Невидим я нигде бываю и никем;
Но где я нахожусь, бываю слышен всем,
Стучу я в воздухе и всех там устрашаю,
И стуком пушечну пальбу превозвышаю.
* 15 *
Страшатся все меня,
Не зверь хоть я
Свирепой и жестокой,
Без глаз да и безногой.
Хожу по воздуху, да воздух и сама,
Явлюся я, когда настанет так, как тьма.
Повсюду солнца свет на землю снизпущённый,
В одну минуту весь он станет помрачённый.
Являюсь больше я по лету, не зимой
И вид темнейший мой.
* 16 *
Огонь, но не такой, какой в употребленье
У человека, чтоб им я пользу приносил;
Не равен я против того в моём стремленье,
И чтоб равно как тот, собою я светил,
Мой свет является, минуту освещает,
Минуту светит он, в минуту исчезает.
Тот на земле огонь даёт всем ночью луч,
А я с небес даю и днём из облак туч.
Читатель! скажешь ты, что солнце думать должно,
Не думай никогда, и быть тому не можно.
Не называюсь я ни солнцем, и огнём,
Другое имя мне, загадка не о нём.
* 17 *
Вода,
Когда
Я упадаю
На землю с высоты,
А пропадаю
Во время сухоты;
Меня коль долго нет,
Весь свет скучать начнёт,
За чем я долго,
Хотя б не много,
Не упадаю, чтобы смочить
Сухую землю от жаров,
Плоды, чтоб осочить,
Прибавить и паров.
Когда же часто я случаюсь,
На землю много сниспущаюсь,
Желают все чтоб не был я,
И вредным чтут меня;
Лишь туча водворится
И ветер разъярится,
Настанет молния и гром,
То следую и я потом.
* 18 *
Я вещь сама собой по виду не красива,
Не пёстрая, или не бура и не сива,
Из воздуха, огня, воды и из меня
Составлены тела, не ошибись кто я?
Всем изобилую, довольна и богата,
Имею и сребро, и медь, и много злата,
Живлю, питаю всех, даю довольный плод,
И словом: весь собой питаю смертный род.
* 19 *
Жидка я как вода, из облак упадаю,
А солнце как взойдёт, опять вверх возлетаю.
Невидима никем на землю как лечу,
Упавши, то траву с цветами я мочу.
* 20 *
Я существо. Стекла по нужде правлю должность,
Не уступать стеклу имею ту возможность.
Против стекла даю, хотя тусклее свет;
Но не тону в воде, огонь меня не сжёт.
Стекло производить меня хоть потруднее
Однако я его хоть жиже, а прочнее.
* 21 *
Стекло,
Но не светло,
Да и не для того я сделано на свет,
Чтобы светить,
Или блестеть
В какой-нибудь палате,
А держат все меня
За тем, чтоб видели во мне себя,
Я это исправляю,
И всех я представляю,
Которые ко мне подходят и глядятся;
Я их черты
Все без мечты
Легко изображу, тому они дивятся,
А паче щёголи со мною завсегда,
И щеголихи все не ходят никуда,
Себя не нарядивши,
Притом в меня не поглядевши.
* 22 *
Я цвет из всех цветов дороже и милее,
Приятнее других за тем, что он алее,
Даю приятный дух, пускаю фимиам
И тем приятнее кажуся, смертным, вам.
* 23 *
Себя,
Я всех любя,
Для всех истаеваю,
И там
Я всем
Любезною бываю.
Когда дня свет увянет
И мрак ночной настанет.
Тогда моим, Так как дневным,
Все пользуются светом,
Зимою, но не летом.
Во всякий час
Моей сто раз
Ущерб бывает жизни
Без чувствия болезни,
И так до тех я пор служу,
Когда совсем я действия лишу.
* 24 *
Я тело твёрдое, покрыто кожурою;
Как снимется с меня, прельщаются все мною;
За тем что я приятный блеск мечу.
Хотя на солнце я, блистаю и свечу.
Я у стекольщиков у всякого бываю,
И стекла на двое, иль больше разделяю.
* 25 *
Читатель! отгадай,
И как зовуся я, такое имя дай.
Смотри, не ошибися,
Начнёшь отгадывать, то с мыслями сберися.
А я теперь себя подробно опишу,
Названья ж своего тебе здесь не скажу.
От мастеров своих различно составляюсь,
Бываю сделан твёрд, а в случай растопляюсь
Не сам собой притом, да также не всегда
Потребен буду я для столяров когда
Они из трёх досок и делают одною,
Соединяют их в одну широку мною.
Свинец способен, медь и жесть собой спаять,
А я потребен, чтоб дощечки съединять.
1 * 2 * 3 * 4 * 5
(из книги "Сто и одна загадка")
1790 год

Поддержать блог пенсионера https://www.donationalerts.com/r/domovoy96

Подписаться:
ВКонтакте: https://vk.com/ekspravka
Телеграм: https://t.me/dom_skazok

Календарь                                   Стихи

Комментариев нет:

Отправить комментарий